Понятие дресс-кода и делового костюма относится не только к мужскому гардеробу. Наоборот, деловая одежда для женщин содержит намного больше требований. Так, мужчинам проще соблюдать дресс-код, приобретая просто обычный классический костюм. В женском гардеробе вариантов намного больше: брюки, юбки, платья, жакеты, блузы, а также украшения. Какие ткани, какие цвета, какой стиль? Запутаться очень просто.
Если говорить о самом консервативном женском дресс-коде, то можно все требования изложить в нескольких основных правилах. Первое, в женской деловой одежде существует несколько вариантов компоновки костюма:
-
Платье + легкое пальто
-
Платье + жакет
-
Юбка + жакет, блуза
-
Юбка + блуза
-
Брюки + жакет, блуза
Комплекты расставлены в данной последовательности согласно степени авторитарности. Т.е. комплект платье + легкое пальто (возможно, из той же ткани, что и платье) является самым авторитарным для женщины-руководителя. Вспомните королеву Елизавету. На ней всегда одето пальто поверх платья из одинаковой ткани. В помещении такое пальто можно снять, но у платья имеется рукав. Он может быть разной длины.
Следующий комплект – платье + жакет. В помещении жакет чаще всего не снимается.
Вообще, нужно отдельно сказать о жакетах. Жакет всегда имеет жесткий плечевой пояс, т.е. четко прочерчена линия плеча. Это достигается за счет небольших подплечников и четких швов, проходящих точно в линиях сочленения частей тела. Т.е. рукав не спущенный, не свободный, он хорошо держит форму. Такая линия плеч создает жесткость в образе, иначе говоря, авторитарность.
Любая деталь в одежде действует в том числе и психологически на ее обладателя. Вспомните свои ощущения, когда вы одеваете жакет из костюмной ткани. Такая форма заставляет, во-первых, держать спину ровно, во-вторых, дисциплинирует и настраивает на серьезный лад.
Практически наравне с предыдущим комплектом находится юбка + жакет, блуза.
А вот комплект юбка + блуза уже не так авторитарен, как жакет. Такой вариант больше подходит сотрудникам компании, находящимся на одной из первых ступеней иерархии. Например, секретарь или помощник менеджера.
Отдельно стоит сказать о комплектах с брюками. Т.к. дресс-код образуется прежде всего из классического стиля одежды, то брюки на женщине больше говорят о свободном спортивном стиле. В наши дни брюки, конечно, широко распространены даже в офисе. Но все-таки в самых деловых ситуациях брюки для женщин не уместны. Начиная от переговоров в компании до деловых встреч на высоком уровне, например, в правительстве государства. Вспомните, наши женщины-политики никогда не носят брюки.
Второе. Это ткани. Деловому стилю соответствуют и деловые ткани. Это, прежде всего, натуральные ткани, средние по весу, сдержанных классических оттенков.
Третье. Силуэт в деловом стиле всегда полуприлегающий. Т.е. юбка или платье не должны обтягивать вашу фигуру, повторяя изгибы тела. И слишком свободный силуэт также не допустим: пышные юбки, рукав-фонарик и прочее.
Большую роль в любом стиле играют аксессуары. В деловом стиле аксессуары предназначены для выполнения своих прямых функций, а не в качестве украшения. Так, часы показывают сколько времени, а не количество бриллиантов в оформлении изделия. Ремешок всегда кожаный, форма циферблата круглая или «танки».
Такие же требования касаются и обуви. Для делового стиля наилучшим вариантом являются классические лодочки на среднем каблуке из мягкой матовой кожи.
И, конечно, же макияж, прическа и маникюр. Ничего не должно сбивать с делового настроя. Поэтому не допустимы распущенные волосы, сложные укладки, вечерний макияж, длинные яркие ногти. Макияж обязательно должен присутствовать, но только легкий дневной. Маникюр – натуральные цвета. Прическа – волосы всегда должны быть убраны от лица.
Вот всего лишь несколько основных правил для женского делового дресс-кода. Для каждой компании существуют свои нюансы, послабления или, наоборот, дополнительные требования к внешнему облику сотрудников. В каждом отдельном случае необходимо изучить корпоративную культуру и принципы внешнего взаимодействия сотрудников компании.